Андрей * предлагает Вам запомнить сайт «Будь в форме!»
Вы хотите запомнить сайт «Будь в форме!»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Все дело - в форме!

Сейчас обсуждаем
10 наиболее вредных привычек, которые разрушают ваше зрение
20 сен, 18:59
+4 2
Хозяйкам на заметку. Сколько нужно готовить овощи для сохранения пользы и вкуса. Всегда держите под рукой
19 сен, 06:43
+1 1
Ценнейшие советы для здоровой жизни
19 сен, 17:45
+8 1
Секретная технология: как победить бессонницу за 2 минуты
12 сен, 11:12
+5 3
Ешь их больше – живи дольше. Эти продукты прочистят артерии и защитят от сердечного приступа.
18 сен, 13:26
+13 5
Как ухаживать за волосами осенью.
17 сен, 19:50
+2 1
Воспаление в суставах устранит холодная вода
17 сен, 23:59
+5 1
10 минут — и никаких натоптышей. Простой и эффективный рецепт.
18 сен, 09:05
+4 1
Привычки, которые продлят вам в жизни
17 сен, 17:48
+14 2
Нижнее белье: 5 главных трендов осени-2018
17 сен, 07:24
+8 1
Панацея от китайцев
16 сен, 21:35
+5 1
Шум в ушах: народное лечение
8 июл, 01:19
+10 3
Что лечит виноград: очищаем сосуды, забываем о подагре! Всем хороши эти ягоды и листья
16 сен, 18:02
+5 1
Наука объясняет, сколько шагов вам нужно делать ежедневно, чтобы похудеть
11 сен, 21:37
+7 6
Продукты, которые вредно сочетать!
16 сен, 11:51
+2 2

ВАС ТОЖЕ ПРИУЧИЛИ К ТОМУ, ЧТО СОЛЬ ВРЕДНА?

развернуть

Кто из нас не помнит красивые вишневые мотоциклы из Чехословакии? Вспоминаем, чем была знаменита модель"Ява", почему ее любили больше советских "Ижей", где тусовались ее владельцы в СССР и почему чешская марка потеряла мировое лидерство.

60 лет "Старушке": история легендарного мотоцикла Jawa

В послевоенные годы восстанавливающейся экономике Европы нужен был простой, дешевый транспорт — так появились первые малолитражные автомобили. Все хорошо знают Citroen 2СV и VW Kaffer (он же "Жук"), покорившие сердца европейцев. В Стране Советов автопром еще не полностью сформировался, и производство дешевых малолитражек было налажено на заводе МЗМА (позже — АЗЛК). Но что европейцу доступно, то советскому человеку дорого. Поэтому-то в нашей стране пользовались популярностью мотоциклы.

Мотопромышленность в СССР была более-менее развита и до войны. С 1928 года выпускались достаточно интересные модели марки "Иж" в Удмуртии, в том числе весьма передовые по тем временам крупные модели "Иж"-1 и "Иж"-2 с большими V-образными "двойками" объемом 1 200 кубических сантиметров.

Но все планы по серийному производству мотоциклов так и остались планами — началась война. Ну а после войны советское руководство решило не изобретать велоси… то есть мотоцикл, а воспользоваться трофеями.

Немецкие чертежи и оборудование с завода фирмы DKW получили как "ИжМаш", так и Минский мотовелозавод. Ижевцы освоили выпуск техники посолиднее — "Иж"-350 с двухтактным мотором в 350 "кубов". Велосипедному заводу из Минска достался легкий мотоцикл с мотором 125 "кубов". Позднее к выпуску мотоциклов по чертежам DKW приобщился Завод имени Дегтярева, создавший марку "Восход".

Мотоцикл "Иж"-350 1946-1951 г.в.

60 лет "Старушке": история легендарного мотоцикла Jawa мотоцикл Ява, юбилей

В советской провинции предпочитали примитивную технику, которую не то что бы было просто ремонтировать… но которую в идеале можно было вообще не обслуживать, пока что-нибудь не отвалится. В селах "на убой" укатывались "Ижи", "Восходы" и "Мински".

Городская же публика предпочитала иномарки, и вовсе не из пижонства. MZ — из ГДР, Panonia — из Венгрии и, конечно же, чешскую Jawa. О ней-то и пойдет речь в этой статье.

Рождение легенды

История знакомых с детства вишневых мотоциклов начинается в 1929 году, когда чешский предприниматель Франтишек Янечек начинает на своем заводе лицензионный выпуск мотоциклов Wanderer. Над названием своих мотоциклов он особо не раздумывал и собрал название марки из первых букв своей фамилии и названия мотоцикла. Получилось JaWa.

Первый мотоцикл, выпускавшийся на заводе "Ява"

60 лет "Старушке": история легендарного мотоцикла Jawa мотоцикл Ява, юбилей

Тяжелый немецкий мотоцикл с полулитровым мотором был дорогим, а потому не пользовался популярностью. Поэтому в 1932 году завод Jawa явил миру свою собственную разработку — легкий мотоцикл с 175-кубовым мотором, в 1934-35 годах наладил производство моделей с моторами 250 и 350 "кубов". В предвоенной истории марки было много интересных моментов, но полную победу Jawa одержала над своими покупателями в 1946 году.

Первый мирный год после войны. Страны отходят от потрясений. В Париже проходит выставка авто- и мототехники. Большинство фирм представляет свои предвоенные разработки, иногда наспех доработанные. А вокруг стенда Jawa не стихает ажиотаж. Чехи представили абсолютно новый мотоцикл!

Во время оккупации Чехии завод Jawa занимался ремонтом и обслуживанием немецких мотоциклов. И, конечно же, никаких своих разработок на заводе вести было нельзя. Но инженеры и механики завода в тайне от немецкого руководства разработали, испытали, подготовили документацию к серийному выпуску и даже изготовили чуть меньше тысячи сборочных комплектов для производства мотоцикла, имеющего мало общего с типичным двухколесным транспортом 40-х годов.

"Ява Перак"

60 лет "Старушке": история легендарного мотоцикла Jawa мотоцикл Ява, юбилей

Двухтактный двигатель 250 с возвратно-переменной продувкой, четырехступенчатая коробка передач с автоматическим выключением сцепления, передняя телескопическая вилка и задняя свечная подвеска, одинарная рама из стальных труб квадратного сечения… По тем временам — настоящий прорыв.

Дизайном мотоцикл тоже выделялся на фоне других. Развитая облицовка фары, плавно перетекающая в перья вилки, бензобак каплевидной формы с хромированными боковинами… Довершали облик хромированные глушители в стиле "рыбий хвост". А главное — какая аккуратность! Вся проводка убрана заподлицо, и даже карбюратор прикрыт алюминиевым кожухом.

Конечно же, столь современный, красивый и к тому же недорогой мотоцикл сразу нашел своего покупателя. В 1948 году в дополнение к модели 250 выпустили двухцилиндровую модель 350. С этих двух моделей Jawa Perak 250 и 350 начлась современная история марки.

Легенда едет в Союз!

В 1953-54 годах на смену еще не успевшему устареть "Пераку" приходит улучшенная модель. Сохранив моторы 250 и 350 без серьезных доработок и серьезно доработав ходовую часть, Jawa обеспечила себе славу и популярность еще на несколько десятилетий.

60 лет "Старушке": история легендарного мотоцикла Jawa мотоцикл Ява, юбилей

Новая модель имела схожую по конструкции раму из прямоугольных труб и более современную ходовую. Передняя подвеска модернизировалась без существенных изменений, а вот задняя была полностью обновлена. Место свечной подвески заняла маятниковая, с парой телескопических амортизаторов, которой мотоцикл и обязан названием "Кивачка". В Советском Союзе вначале прижилось название "Чекушка" из-за объема в четверть литра, а с приходом новых моделей вошло в обиход название "Старушка".

Стилистика мотоцикла тоже претерпела значительные изменения. Взамен минимализма 40-х пришел стиль, сравнимый с современными круизерами. Развитый кожух фары, почти перетекающий в уже ставший фирменным каплевидный бак, обтекаемые формы силового блока, преходящие в характерный, чисто декоративный кожух подседельного пространства. Двухместное сиденье в форме гитары и глубокие по моде тех лет крылья. И снова глушители "рыбий хвост".

Новая модель имела схожую по конструкции раму из прямоугольных труб и более современную ходовую. Передняя подвеска модернизировалась без существенных изменений, а вот задняя была полностью обновлена. Место свечной подвески заняла маятниковая, с парой телескопических амортизаторов, которой мотоцикл и обязан названием "Кивачка". В Советском Союзе вначале прижилось название "Чекушка" из-за объема в четверть литра, а с приходом новых моделей вошло в обиход название "Старушка".

Стилистика мотоцикла тоже претерпела значительные изменения. Взамен минимализма 40-х пришел стиль, сравнимый с современными круизерами. Развитый кожух фары, почти перетекающий в уже ставший фирменным каплевидный бак, обтекаемые формы силового блока, преходящие в характерный, чисто декоративный кожух подседельного пространства. Двухместное сиденье в форме гитары и глубокие по моде тех лет крылья. И снова глушители "рыбий хвост".

60 лет "Старушке": история легендарного мотоцикла Jawa мотоцикл Ява, юбилей

Именно в таком виде будущая "Старушка" предстала перед советской публикой. В СССР "Ява" продавалась только в одном цвете, но на самом деле по всему миру встречались разнообразные варианты заводской окраски: несколько двухцветных схем и одноцветные — белые, черные, алые и известные у нас вишневые.

Крайне надежный, неприхотливый, простой в обслуживании, но при этом по-европейски удобный. И не такой "дубовый", как советские "Ижи"! "Яву" было за что любить. Выпускавшийся тогда же "Иж"-56, хотя и относился к тому же классу, но весил на 20 килограммов больше, ехал на 15 км/ч медленнее и по ходовым качествам сильно уступал чешскому конкуренту. Поэтому, несмотря на цену в 600 рублей, против 500 у "Ижа", Jawa стала крайне популярной в городах.

Тусовки любителей Jawa в СССР

Во всех крупных городах нашей необъятной Родины существовал свой фирменный магазин запчастей Jawa. К концу 50-х вишневые мотоциклы на дорогах были настолько частым явлением, что их владельцы стали регулярно собираться вместе. Традиционно местом встречи становился как раз магазин явовских запчастей.

Туда приходили, как бы сейчас сказали, просто потусоваться. Посмотреть на аккуратные коробочки с не менее аккуратными, без дефектов литья и окалины, с ровными краями запчастями было выше сил большинства явоводов.

Также для особо любознательных в магазинах висели плакаты с картинками вожделенных "Яв", не поставлявшихся в эту страну. Например Jawa 250/350 Automatic с автоматическим центробежным сцеплением (рычаг сцепления отсутствовал как класс).

Еще можно было увидеть картинку Jawa с припиской Oilmaster — со сложной в настройке и обслуживании и поэтому не поставлявшейся в СССР системой смешения масла с бензином. Да-да! В Европе и Америке было полно мотоциклов, для которых не надо было мучительно смешивать бензин с маслом самому. Были плакаты и с Jawa Californian для американского рынка с абсолютно другим обликом. Отчасти эти картинки и давали толчок к тюнингу и кастомайзингу мотоциклов.

"Ява" 350 "Калифорниан"

60 лет "Старушке": история легендарного мотоцикла Jawa мотоцикл Ява, юбилей

Классификация владельцев

Около магазина люди собирались стайками по интересам. Они все были принципиально разные для одной большой компании.

Самыми спокойными были "неклубные" люди. Они просто тихо-мирно подъезжали к магазину, здоровались со знакомыми и ехали дальше своей дорогой. Мотоциклы их описывать бесполезно, потому что это был "полный сток". Максимум могли быть привинчены зеркала и поворотники.

Барыги, то есть нелегальные торговцы запчастями, общались исключительно между собой — кому надо, сами подойдут и спросят. Одеты в потертые коричневые кожаные курки, достать которые простому смертному в те времена было невозможно. Мотоцикл в обязательном порядке оснащался "южным багажником" — конструкцией для перевозки трех внушительных кофров (обычных чемоданов). Иногда их "Явы" к тому же имели и коляску. Из запчастей у них было все, что нужно. В том числе и то, что нельзя было достать в широкой продаже, — на то они и барыги.

В провинции тоже находились любители "Явы", но нечасто

60 лет "Старушке": история легендарного мотоцикла Jawa мотоцикл Ява, юбилей

Мажоры (пижоны, дэнди) ездили компаниями по 2-3 мотоцикла, всегда самой последней модели. Когда появилась Jawa 634, сразу пересели на нее. Стиль одежды вызывал почти что отвращение у весьма однотипно одетых прохожих. В прикид дэнди входили: темные очки по последней моде, свежайшая кожаная куртка и такие же ботинки. Дополняла этот облик яркая, чаще желтая, рубашка. Общаться с ними, естественно, мало кто желал, и поэтому надолго они у магазина не задерживались и ехали "мажорить" дальше.

Спортсмены ездили по одному и редко. Но друг друга, конечно, знали. Общего облика самих спортсменов не выявить, одевались кто во что горазд. Но мотоциклы каждый раз привлекали внимание почтенной публики. Первое, что сообщало о приближении спортсмена, — звук грамотно обрезанных глушителей. Далее появлялся и сам мотоцикл.

Серийная "Ява" 250 спорт для шестидневных гонок

60 лет "Старушке": история легендарного мотоцикла Jawa мотоцикл Ява, юбилей

Обычно — "двухгоршковая" "Старушка" с цилиндрами и головками от 634-й модели (когда это стало возможно). Стоковая фара заменена на что-нибудь менее массивное. Вместо спидометра — тахометр от "Жигулей". Опиленные, иногда поднятые глушители и полное отсутствие лишних деталей. Ради экономии веса мотоцикл лишался центральной подставки, части облицовок. Оба крыла опиливались, а переднее приподнималось повыше.

Туристы, высшая каста владельцев Jawa, для молодежи были куда авторитетнее, чем весь ЦК вместе взятый. Эти загорелые люди в возрасте побывали во всех уголках страны. О них ходили разнообразные легенды, имевшие немало общего с истиной. Они могли перебрать мотор в поле за пару часов и имели привычку чинить мотоцикл, не имея под рукой никаких запчастей.

Есть пара случаев, которые были рассказаны лично мне одним из путешественников…

После незначительного ДТП у "Явы" погнулась вилка, так что ехать стало невозможно. Но поскольку ехать было нужно, она была прямо на обочине разобрана и приведена в чувство при помощи подручных инструментов.

Также был момент, когда внезапно разболтался ступичный подшипник. Конечно же, новые ступицы не входили в список обязательных запчастей в дорогу, поэтому в зазор между подшипником и ступицей были вставлены куски обычного бритвенного лезвия, и мотоцикл успешно вернулся домой.

Сами мотоциклы туристов заслуживают отдельного разговора. Большинство предпочитало 350-й мотор, но мой знакомый, например, предпочитал "младшую" 250-ю модель. В обязательном порядке мотоцикл, вне зависимости от года выпуска, оснащался глубокими крыльями. Дуги безопасности на мотоцикле были в порядке вещей. Кстати, кроме своих прямых обязанностей, дуги были еще и резервуарами для масла или любой другой жидкости — для этого они оснащались парой пробок. Частенько дуги ставились не только спереди, но и сзади.

Фирменная коляска была под стать мотоциклу

60 лет "Старушке": история легендарного мотоцикла Jawa мотоцикл Ява, юбилей

Багажник — естественный атрибут туризма. Иногда — с кофрами, сделанными на заказ. Центральная подставка, не держащая утяжеленный мотоцикл на грунте, заменялась боковой подставкой и большой плоской пластиной, удерживавшей его даже на рыхлом песке.

Общаться туристы предпочитали между собой. Расставляли мотоциклы по периметру своей территории, в центр клали "Глобус Советского Союза" и начинали строить планы своих "прогулок". К слову сказать, поездка из Ленинграда в Крым через Украину со счастливым возвращением через Керчь считалось почти увеселительной прогулкой. И уж точно не являлась подвигом.

Туристы и спортсмены в среде владельцев "Яв" были вовсе не случайными людьми. Они, как никто другой, оценили надежность удобство и универсальность "Явы". На одних и тех же мотоциклах одни ездили тысячи километров, загруженные сотней килограммов пожитков и необходимых запчастей, а другие свечкой спрыгивали с бордюров и могли перемещаться на заднем колесе, пока не надоест.

Speedway Jawa 500 cm³

60 лет "Старушке": история легендарного мотоцикла Jawa мотоцикл Ява, юбилей

Спортивные победы

С 50-х годов "Ява" была постоянным участником почти всех мотосоревнований во всех классах, и во многих из них чешские мотоциклы были первыми. Начав спортивную карьеру с шестидневных гонок (Эндуро), Jawa быстро освоила мотокросс, ледовый спидвей и гаревую дорожку, а иногда представляла заводскую команду и на кольце.

Впрочем, на кольце на доработанных "Явах" часто гонялись любители. До 80-х годов Чехословакия выставляла конкурентоспособную команду, и если бы все спортивные технические новинки применялись в серийных мотоциклах, возможно, сейчас бы "Ява" была популярнее.

Jawa 350 cm³ V4 1969 г.

60 лет "Старушке": история легендарного мотоцикла Jawa мотоцикл Ява, юбилей

Новое поколение

После Второй мировой войны Чехословакия стала социалистической страной, со всеми издержками дружбы с СССР. В 1973 году, через 20 лет после начала производства, безнадежно устаревшая и пользующаяся спросом только в странах соцблока "Чекушка" была заменена новой моделью. Но новой весьма условно: старый двухцилиндровый двигатель 350 в видоизмененном блоке и старые барабанные тормоза, новые — рама и подвеска.

Ходовая часть у модели 634 была на мировом уровне, но двигатель сильно подкачал. В Европе все уже хотели тихий и недымный четырехтактный мотор. Поэтому основным рынком сбыта оставался СССР, где на фоне своих мотоциклов, производящихся все еще на трофейном оборудовании, новая модель была просто высшим шиком.

Еще через 10 лет выходит в свет модель 638, отличающаяся от предыдущей только обликом и повышением напряжения в бортовой сети с 6 до 12 вольт. Она в Европе не просто не пользовалась популярностью, она там откровенно не продавалась. Некогда передовой, а теперь отсталый завод держался на плаву только за счет рынков коммунистических стран.

"Ява" модель 634

60 лет "Старушке": история легендарного мотоцикла Jawa мотоцикл Ява, юбилей

Что теперь?

В 1991 году, после развала СССР, чешское предприятие осталось с безнадежно устаревшей моделью 40-летней давности. Были, правда, множественные патенты на технологии, придуманные некогда чехами и использующиеся другими производителями. Например, автоматический выключатель сцепления, несколько вариантов клапана впуска двухтактного мотора и декомпрессор с приводом от ручки газа.

Эти платежи не позволили заводу Jawa разориться, но мировым производителем за 20 с лишним лет независимости Чехии он, увы, не стал. Инженеры осваивали выпуск новых моделей, хоть как-то способных на конкуренцию в бюджетном классе мотоциклов.

Большинство современных "Яв" построено на своем шасси и оснащено моторами иностранного производства, школа конструкторов ходовой части осталась на должном уровне. Сейчас в общей сложности выпускается около десятка недорогих моделей. Среди которых есть и безнадежно старая, но родная чехам модель с родным двухтактным мотором и нестандартной нынче кубатурой 350 кубических сантиметров.

"Ява" 350, производящаяся в наши дни

60 лет "Старушке": история легендарного мотоцикла Jawa мотоцикл Ява, юбилей

источник


Опубликовано 24.06.2018 в 07:47
1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Лидия Вяткина
Лидия Вяткина 4 июля, в 03:04 Очередной бред. Всё хорошо в меру: и соли, и сахара, и перца. Но столько соли, сколько содержится в современных готовых продуктах, употреблять вредно. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
Комментарии Facebook

ДВЕ НЕДЕЛИ И ТЫ - КУКОЛКА!

19 янв 11, 14:50
+584 444
Исцеляющие картинки)

Исцеляющие картинки)

15 ноя 11, 03:00
+536 206
Честно скажу, не знаю чье пр…

Честно скажу, не знаю чье произведение, но можно умереть)))

10 ноя 11, 13:01
+529 110
Об этой гимнастике ходит лег…

Об этой гимнастике ходит легенда, что каждый, кто её делает уже через 5 минут способен творить чудеса, а если…

7 фев 16, 19:51
+473 101
Диета вечной молодости. Учен…

Диета вечной молодости. Ученые выяснили, что нужно есть, чтобы не стареть

16 мар 16, 18:18
+382 84
Семь проблем, от которых мож…

Семь проблем, от которых можно избавиться при помощи двух бананов

5 дек 15, 08:41
+354 116
8 вещей, которые должна Знат…

8 вещей, которые должна Знать Каждая Женщина!

14 июл 12, 09:55
+332 40

Естественный способ похудания - вечернее голодание

23 янв 11, 15:04
+299 326
Стакан воды на ночь творит чудеса

Стакан воды на ночь творит чудеса

8 фев 16, 18:16
+279 27
8 полезных привычек красивой женщины

8 полезных привычек красивой женщины

9 авг 12, 18:39
+278 32
Основные правила ухоженной женщины

Основные правила ухоженной женщины

16 июл 12, 18:49
+274 63
10 красивых идей, что можно …

10 красивых идей, что можно сделать из старого зимнего свитера своими руками

22 окт 15, 10:27
+271 63
ТОП 20 ЦИТАТ ФАИНЫ РАНЕВСКОЙ

ТОП 20 ЦИТАТ ФАИНЫ РАНЕВСКОЙ

1 мар 13, 15:34
+256 26
Прическа с «водопадными» фра…

Прическа с «водопадными» французскими косами (+ пошаговые фото)

5 сен 12, 17:44
+245 27
Запомнить

Последние комментарии

Виктория Малыхина (Борисенко)
глупости и банальности
Виктория Малыхина (Борис… 10 наиболее вредных привычек, которые разрушают ваше зрение
Валентина Белова
Спасибо.
Валентина Белова 10 наиболее вредных привычек, которые разрушают ваше зрение
epobedimski
Людмила Сухарева
Хороший  пост !
Людмила Сухарева Ценнейшие советы для здоровой жизни
Валентина Афанасьева (Савко)
Еще по теме
Лечение хронического холецистита народными средствами

Лечение хронического холецистита народными средствами

Тупые ноющие боли под правым ребром, тошнота, рвота, неприятный привкус во рту – всё это является основными симптомами заболевания, как холецистит. Кром

26 сен, 02:05
0 0
Лечение выпадения волос народными средствами

Лечение выпадения волос народными средствами

Народные рецепты от выпадения волос. Выпадение волос является чрезмерным, если человек теряет ежедневно свыше 50-60 волос (выпадение 30-50 волос в

26 сен, 02:00
0 0
Пять составляющих идеального дня бизнес - мамы.

Пять составляющих идеального дня бизнес - мамы.

Какой он, идеальный мамин день? Чем он наполнен? Хочу поделиться с вами 5 элементами моего успешного дня. Время для себя. Забота о себе - важный фактор эн

26 сен, 00:50
0 0
13 очень романтичных анекдотов

13 очень романтичных анекдотов

— Николай, вы заняты? Нет? Ну и славно! Приходите к нам, мы тут Бродского читаем! Алексей принёс четыре тома собрания сочинений. С нами две аспирантки

26 сен, 00:49
0 0
Как разжижить густую кровь: 7 продуктов, которые кардиологи рекомендуют употреблять

Как разжижить густую кровь: 7 продуктов, которые кардиологи рекомендуют употреблять

Список продуктов, которые разжижают кровь. Состояние крови — важнейший показатель работы сердечно-сосудистой системы человека. От нее зависит функ

26 сен, 00:01
0 0